Автор текста

Содержание
- Поле для игры
- Мяч
- Технология GLT (Goal Line Technology)
- Игроки и замены
- Судья
- Продолжительность матча
- Начало и возобновление игры
- Положение "вне игры"
- Нарушения и наказания
- Определение исхода матча
Правила футбола в России основаны на международных нормах ФИФА и официально утверждены приказом Министерства спорта. Они регулируют все аспекты игры — от размеров поля до поведения игроков, работы судей и технологии фиксации голов. Ниже приведён структурированный обзор с таблицами и пояснениями.
1. Поле для игры
Параметр | Описание |
---|---|
Покрытие | Натуральное или искусственное, зелёного цвета (для искусственного) |
Размеры (обычные) | Длина: 90–120 м, Ширина: 45–90 м |
Размеры (международные) | Длина: 100–110 м, Ширина: 64–75 м |
Ворота | Ширина: 7.32 м, Высота: 2.44 м |
Разметка | Все линии входят в игровую зону, ширина до 12 см |
Дополнительно:
На поле должна быть центральная линия, делящая его на две половины, центральная отметка с кругом радиусом 9.15 м, штрафная и вратарская площади, угловые флажки и четверти окружностей у углов поля. Также строго определено размещение технической зоны, где могут находиться тренеры и официальные лица команды.

2. Мяч
Параметр | Значение |
---|---|
Окружность | 68–70 см |
Вес | 410–450 г (на начало матча) |
Давление | 0.6–1.1 атм (600–1100 г/см²) |
Маркировка | FIFA Quality Pro / FIFA Quality / IMS |
Важно знать:
Мяч должен быть одобрен IFAB и соответствовать техническим стандартам, утверждённым ФИФА. При наличии технологии GLT в мяч должна быть встроена соответствующая система. Запрещена любая несанкционированная реклама на мячах.
3. Технология GLT (Goal Line Technology)
GLT (Goal Line Technology) — это система автоматического определения, пересёк ли мяч линию ворот полностью. Она применяется исключительно для определения забитого гола.
Принципы GLT:
- Работает только на линии ворот.
- Гол подтверждается автоматическим сигналом судьям в течение 1 секунды.
- Система должна быть сертифицирована: FIFA Quality PRO, FIFA Quality или IMS.
Важно:
Использование GLT должно быть прописано в регламенте соревнования. Судья обязан протестировать систему до начала матча.

4. Игроки и замены
Параметр | Значение |
---|---|
Максимум на поле | 11 игроков (включая вратаря) |
Минимум | 7 игроков |
Замены (официальные матчи) | До 3 или 5, в зависимости от регламента |
Замены (товарищеские игры) | До 6 (или по договоренности команд) |
Процедура замены:
- Судья должен быть уведомлён.
- Заменяемый игрок покидает поле.
- Запасной игрок выходит только после сигнала судьи и с центра поля.
Нюанс:
Вратарь может поменяться местами с полевым игроком, но только с разрешения судьи и при остановке игры.
5. Судья
Функции судьи | Подробности |
---|---|
Полномочия | Контроль игры, принятие решений, ведение хронометража |
Обязанности | Назначение штрафных/пенальти, контроль экипировки, ведение протокола |
Дисциплинарные меры | Жёлтая (предупреждение), красная (удаление), показ карт возможен до/после матча |
Судейские сигналы:
Сигнал | Описание |
---|---|
Разведение рук вперёд | Преимущество |
Поднятая вверх рука | Свободный удар |
Показ жёлтой карточки | Предупреждение игроку |
Показ красной карточки | Удаление игрока |
Показ рукой на 11-метровую отметку | Назначение пенальти |
Рука, вытянутая вперёд | Указание на направление вбрасывания, удара или углового |
Поднятие обеих рук вверх | Назначение "спорного мяча" |
Указание рукой в сторону технической зоны | Предупреждение или удаление официального лица |
Показывание жеста "замены" | Сигнал к замене игрока |
Детали:
Судья может выносить решения по любому событию, начиная с предматчевого осмотра до последнего удара. Решения судьи окончательны и не подлежат пересмотру, если мяч уже был введён в игру после эпизода.


6. Продолжительность матча
Параметр | Значение |
---|---|
Основное время | 2 тайма по 45 минут |
Перерыв | До 15 минут |
Дополнительное время | 2 тайма по 15 минут |
Серия пенальти | Если ничья сохраняется |
Добавленное время:
- Замены
- Осмотр травм
- Празднования голов
- Промедления
11-метровые удары:
Процедура чётко регламентирована: жребий определяет ворота, удары наносятся по очереди. При равенстве — серия продолжается до первого преимущества.
7. Начало и возобновление игры
- Игра начинается с центрального удара.
- После каждого гола игра также возобновляется с центра.
- Остальные случаи — стандартные способы: угловой, вбрасывание, удар от ворот, штрафной, свободный или спорный мяч.
8. Положение "вне игры"
Игрок в положении "вне игры", если:
- Он ближе к воротам, чем мяч и предпоследний защитник.
- Находится на чужой половине поля (исключая среднюю линию).
Не считается нарушением:
- Если игрок получает мяч от удара от ворот, углового или вбрасывания.
- Если он не участвует в эпизоде (не мешает сопернику, не играет в мяч).
9. Нарушения и наказания
Нарушение | Наказание |
---|---|
Подкат с контактом, толчок, удары | Штрафной / пенальти |
Игра рукой | Штрафной (или пенальти) |
Симуляция, неспортивное поведение | Предупреждение (жёлтая) |
Агрессия, попытка ударить, плевок | Удаление (красная) |
Пояснение:
Фолы делятся на неосторожные (без санкций), безрассудные (жёлтая карточка) и с применением чрезмерной силы (красная карточка).
10. Определение исхода матча
- Побеждает команда, забившая больше голов.
- При ничьей — дополнительное время или серия пенальти (если предусмотрено регламентом).
- При пенальти обе команды выполняют по 5 ударов, затем до первого преимущества. Пенальти — это 11-метровый удар, назначаемый за серьёзное нарушение внутри штрафной площади. Также серия пенальти применяется для определения победителя в матчах, где ничья недопустима (например, в плей-офф турниров).
Когда назначается пенальти:
Нарушение вратарём или полевым игроком своей команды внутри штрафной.
- Задержка соперника, толчок, игра рукой, подкат с нарушением и т.д.
Процедура удара:
Удар выполняется с 11-метровой отметки.
- Все игроки, кроме вратаря и бьющего, должны находиться за пределами штрафной.
- Вратарь должен оставаться на линии ворот до удара.
- Мяч в игре с момента удара.
Серия пенальти:
Проводится после окончания дополнительного времени, если требуется определить победителя.
- Каждая команда выполняет по 5 ударов.
- Если после 5 ударов счёт равен, назначаются дополнительные удары до первого преимущества.
- Игроки не могут пробивать повторно, пока не пробьют все доступные игроки.
- Вратарь может быть заменён другим игроком, если травмирован и команда не исчерпала лимит замен.